10 марта в рамках 11-й ежегодной инвестиционной конференции Американской торговой палаты в России вице-президент США Джозеф Байден еще раз заявил о необходимости вступления России в ВТО, месяцем ранее то же сделал Барак Обама в Торговой палате США. Оба намерены работать с конгрессом, чтобы предоставить России статус нормального торгового партнера и окончательно отменить пресловутую поправку Джексона-Вэника, действие которой ежегодно приостанавливается специальными актами американского парламента.

До этого, 27 января, «Роснефть» и Exxon Mobil объявили о сделке на 1 млрд долларов, предмет которой — совместная добыча нефти в Черном море. Российская компания имеет права на добычу, американская — необходимые для этого технологии. Аналогичное соглашение «Роснефть» заключила и с Chevron 17 июня 2010 года. Эти сделки демонстрируют, какую эволюцию проделал американский лоббизм в России под действием частичной национализации отечественного нефтегазового сектора. Теперь американские нефтяные компании могут совершать крупные сделки с российскими контрагентами только при посредстве Кремля, в отличие от времен, когда можно было общаться напрямую.

Было время, когда преобладали прямые контакты с частными компаниями — по той простой причине, что большая часть нефтегазового сектора находилась в частной собственности (пока Кремль не приступил к реализации идеи энергетической сверхдержавы). Например, Exxon Mobil семь лет назад планировал покупку пакета акций ЮКОСа, основной актив которого — «Юганскнефтегаз» — сейчас принадлежит «Роснефть». Другие примеры сделок на российском нефтяном рынке, которые западные компании успели в свое время заключить «минуя Кремль»: Exxon Mobil c 2003 года добывает нефть в рамках проекта «Сахалин-1», объем инвестиций составил более 6 млрд долларов; концерн Conoco Phillips купил в 2004 году за 2 млрд долларов 7,6% акций «Лукойла» а после увеличил свою долю до 10%.

Политическая мимикрия

Возможно, Американская торговая палата в России (АТПР) ставит вступление РФ в ВТО в качестве приоритета своей деятельности, чтобы получить политическую поддержку Кремля. Подобной стратегией пользуется и израильское лобби в США. Например, с 11 сентября 2001 года Американо-Израильский комитет по общественным делам едва ли не основной своей задачей декларирует контроль за исполнением антитеррористического законодательства.

Важно подчеркнуть, что, с одной стороны, все американские нефтяные компании — активные члены АТПР, а с другой, торговля углеводородами не регулируется ВТО. То есть Chevron и Exxon Mobile не имеют непосредственной заинтересованности во вступлении нашей страны в ВТО. Однако членство в этой организации будет означать, что Россия бесповоротно встала в «мейнстрим» мирового экономического развития, и идея «чучхе» ей не грозит. Деловой климат станет более предсказуемым, появится дополнительный способ разрешения деловых конфликтов — «судебные» механизмы ВТО. Единственная сфера, где членство в ВТО может оказать прямое влияние на нефтяные компании, будь то американские или российские — это поставка труб для нефтепроводов. Однако в нашей стране нет рынка труб, все контракты заключаются напрямую в рамках отношений, выстроенных десятилетиями. Чужакам будет пробиться очень сложно.

9 декабря 2010 года Барак Обама на заседании президентского совета по экспорту заявил, что «Россия должна быть членом ВТО». По правилам ВТО все члены этой организации должны иметь статус страны с «постоянными нормальными торговыми отношениями». Россия имеет статус страны с «временными нормальными торговыми отношениями» из-за пресловутой поправки 1976 года Джексона-Вэника.

Чтобы ее отменить АТПР призывает своих членов: во-первых, подать сведения Ernst &Young для составления обзора успешности американских компаний в РФ, этот документ планируется направить в конгресс США. Во-вторых, включить свои вашингтонские представительства по отношениям с правительством в работу над согласованной стратегией продвижения идеи членства России в ВТО. В-третьих, участвовать во встречах с членами палаты представителей и сенаторами по проблеме предоставления России статуса страны с «постоянными нормальными торговыми отношениями».

Экспорт культуры лоббирования

Придя на российский рынок, американские компании привнесли и практикуемые на родине формы представительства интересов: отделы по отношениям с правительством; найм консалтинговых компаний, будь то фирмы юридические, лоббистские или по связям с общественностью; использование дипломатических структур в отстаивании интересов за рубежом, «зонтичные» структуры — торговые и промышленные палаты, деловые советы, объединения.

Среди американских юридических фирм, которые открыли московские отделения еще в 1994 году и предоставляют клиентам лоббистские услуги: Akin Gump Strauss Hauer & Feld (среди сотрудников — бывший посол США в РФ Р. Страус), эта компания сыграла ключевую роль в организации сделки по обмену активами между Conoco Phillips и “Лукойлом”; юридический гигант Hogan & Hartson. Крупнейшей американской лоббистской фирмой, работающей на рынке консалтинговых услуг России, является Cassidy & Associates, офис в Москве был открыт в 2003 году в связи с клиентом — РАО “ЕЭС России”. Поскольку важнейшим инструментом лоббирования является работа со СМИ, то важно отметить, что в 2007 году одно из лидирующих пиар агентств США Fleishman-Hillard вышло на российский консалтинговый рынок.

Здесь также стоит отметить важнейшую роль, которую играет Торговое представительство США в нашей стране. Из личных бесед с американскими дипломатами автору статьи стало известно, что сотни американских компаний обращаются в торгпредство в Москве для решения вопросов с российским правительством: модификация того или иного неблагоприятного ведомственного циркуляра, участие в тендере и т.п. Во многих случаях проблему удается решить. За отдельные категории услуг взимается плата, установленная конгрессом США. Подобная эффективность стала во многом возможной благодаря деятельности Российско-Американской президентской комиссии, все мы помним ее предшественника комиссию «Гор — Черномырдин». Сейчас уровень сотрудничества поднялся до глав государств. Как рассказывали американские дипломаты, ранее взаимодействие осуществлялось на уровне президентов, министров и их заместителей. Теперь межправительственные контакты между главами департаментов, управлений и даже отделов — рядовое явление.

АТПР продвигает в России интересы 853 своих членов в нашей стране, среди которых и ранее упоминавшиеся нефтяные компании, а также Akin Gump Strauss Hauer & Feld. Еще в 1991 году группа американских бизнесменов создала неформальную структуру — Американский деловой клуб. Через 2 года эта организация подала заявку в Торговую палату США об открытии на ее основе официального представительства в Москве. В 1994 году Л. Бенсен, тогда министр финансов, США, и У. Кристофер, госсекретарь США, открыли представительство Торговой Палаты США — АТПР. Миссией этой организации является создание благоприятного климата для бизнеса в РФ путем создания площадок для взаимодействия членов палаты, политиков и руководителей предприятий США и России.

Среди последних ее мероприятий были брифинги: 3 декабря 2010 года с президентом Татарстана Р.Миннихановым о возможностях для инвестирования в этой республике, 30 ноября 2010 года с участием депутата ГД РФ И.Пономарева о коммерциализации российских высоких технологий, 21 мая 2010 года с О.Артамоновым, директором департамента ФМС РФ по международным и общественным связям, о новых правилах выдачи виз высококвалифицированным работникам. Реформа российского законодательства о залоге и ипотеке также крайне важна для АТПР. Ряд американских банков, таких как Citibank, активно работают на нашем рынке и продвигают привычную им — американскую — систему нормативно-правового регулирования ипотечного кредитования. В октябре 2010 года подробный проект, разработанный фирмами White & Case и «Линия права», был направлен в Министерство экономического развития РФ.

В заключение следует сказать, что придя на российский рынок, американский бизнес принес с собой и современную корпоративную культуру управления, и эффективные методы продвижения интересов в органах государственной власти. Активно отстаивая свои коллективные интересы, американские бизнесмены и их организации демонстрируют несвойственную российским объединениям промышленников открытость работы: на сайте АТПР имеется достаточно полная информация о текущих целях лоббистской деятельности, реакции государственных лиц и достигнутых результатах. Остается надеяться, что российские контрагенты американских предпринимателей будут более активно использовать опыт своих коллег.

Источник:  http://www.finansy.ru

500 Internal Server Error

Internal Server Error

The server encountered an internal error or misconfiguration and was unable to complete your request.

Please contact the server administrator at email to inform them of the time this error occurred, and the actions you performed just before this error.

More information about this error may be available in the server error log.